Как наладить отношения с «трудным» подростком.
Каждый психолог в своей практике сталкивался с проблемами родителей, воспитывающих «трудного» подростка. «Это был прекрасный ребенок, хорошо учился, помогал, поддерживал, а сейчас… Я его не узнаю, мне страшно, но иногда я ловлю себя на мысли, что просто ненавижу его!» — с горечью признаются родители.
«Трудный» подросток — это ребенок, который не поддается контролю или влиянию взрослых, не слушается, не помогает, а на просьбу помочь дерзит, хамит, или откликается на просьбу с крайним недовольством, как будто вы его попросили о чем то, крайне неприятном.
Хочу немного рассказать о подростках-мальчиках, т.к. у девочек обычно немного другой сценарий. Как правило, за помощью обращаются родители мальчиков. Часто в их семье нет родного отца, а с отчимом натянутые или конфликтные отношения. Либо отец есть, но он не вызывает уважение у ребенка, т.к. злоупотребляет алкоголем или совсем не интересуется жизнью сына. Мать вынуждена большую часть времени отдавать работе, заниматься обеспечением семьи.
Идет время, ребенок взрослеет, меняется, начинает что-то понимать в жизни. Теперь он еще более ясно видит, что взрослые не такие сильные и умные, как это ему казалось в детстве, и говорят они совсем не те вещи, и не так живут, и совсем его не понимают.
Для взрослых подростки становятся дерзкими и непослушными детьми. «Какие у них могут быть проблемы в их-то возрасте, хорошо учиться, да и только! Мы все для них делаем, есть что кушать и во что одеться, крыша над головой, не на улице живут!» – говорят родители. А проблемы у подростков есть, и еще какие. И если не решить их в этом возрасте, то чуть позже решать другие будет крайне сложно.
Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте – это интимно-личностное общение. Именно в этом возрасте они должны научиться общаться не только на уровне ребенка-взрослого, но и на уровне взрослого-взрослого. А как это сделать, если к тебе относятся как к маленькому? Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. А как с ним общаться не знают не только взрослые, но и они сами. Самая важная задача человека, это найти свое место в обществе. Если они могут себя проявить и реализовать, находят нишу в социуме (в школе, в секциях, кружках), то им комфортно, и проблем с ними намного меньше. А если же нет, то тут уже появляется чувство дискомфорта, ощущение неудачника, «лузера», повышается агрессия, тревожность, чувство ненужности. Все обостряется, когда еще и девочки начинают нравиться, а какой девочке понравится «неудачник»?
«Родителям не скажешь, такое ощущение, что их интересуют одни уроки! А какие тут уроки, когда в душе такая боль, что жить уже не хочется и ничего не хочется. Выручает музыка (тяжелый рок или рэп, которые описывают мое состояние), игрушки на компе, тут-то хорошо, забываешь обо всем этом неприятном, пока мама не отключит компьютер», — так говорят многие подростки, описывая психологу свое состояние.
На самом деле, когда подросток приходит к психологу, то в первый раз он редко обращается к нему самостоятельно, по собственной воле. Как правило, приходят родители в полном отчаянии, не зная, что с ним делать. Когда я остаюсь один на один с подростками, то часто наблюдаю у них состояние негативизма (отказ выполнять предъявляемые требования, или выполнение действий, противоположных требуемым), у кого-то — явной агрессии, у кого-то — подавленности. Они не хотят говорить и на все вопросы отвечают: «Все нормально, я не понимаю, почему меня сюда привели, у меня все хорошо, это у мамы проблемы, а не у меня». Здесь важно не спугнуть подростка и постараться наладить с ним доверительный диалог. С помощью нескольких упражнений и проективных методик, мне удается удивить и завоевать его доверие.
На следующее занятие подросток уже приходит один и задает важные для него вопросы. Для взрослых они показались бы смешными, но для него они очень важны, и главное им все объяснить, показать на примерах из жизни, научить самостоятельно делать выводы. На вид самоуверенные, агрессивные подростки уже вовсе не кажутся такими. На данном этапе снимаются все защитные механизмы, и перед тобой сидит ребенок со многими страхами и неуверенностью в себе. Научиться общаться, сидя вдвоем в кабинете, невозможно, это так же, как невозможно научиться плавать, слушая лекцию по плаванию.
Поэтому, я создала курс тренинга «Найди себя и свое место в жизни»
Он состоит из 6 блоков:
1 блок. Общение с самим собой. На вступительном этапе мы изучаем собственную личность, открываем для себя свои особенности и трудности, это необходимо для того, чтобы у подростка сформировалась адекватная самооценка.
2 блок. Я и моя цель. Данный блок учит ребят брать ответственность на себя и дает возможность прочувствовать, что будущее во многом зависит от собственных намерений, целей и действий. Основной идеей является то, что ребята сами, а не их родители или учителя, учатся ставить свои цели.
3 блок. Роскошь человеческого общения. Здесь ребята учатся общаться, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4 блок. Работа в команде. Важный этап тренинга, ведь общество состоит из людей, и только работая в команде можно достичь успехов в жизни.
5 блок. Конфликты и пути их решения. Здесь мы разбираем всевозможные конфликтные ситуации, наиболее актуальные для ребят, и ищем пути их решения
6 блок. «Если в жизни тяжело…». Данный блок направлен на то, чтобы ребенок смог научиться воспринимать отрицательный опыт, как «урок жизни», помогать себе и другим людям, при попадании в сложную жизненную ситуацию.
Жизнь подростка нелегка, очень многому нужно научиться в этот период, но если мы поможем им, научим, поддержим и подскажем, то их ждет счастливое будущее!